Работа фронтовых корреспондентов в годы войны – репортаж «Радио 1»

Каждого второго ранили или убили на полях Великой Отечественной

 

Работа фронтовых корреспондентов в годы войны

 

Эти люди ценой собственной жизни создавали живую летопись войны. Благодаря им спустя 10-летия мы можем увидеть уникальные фронтовые кадры, знаем и помним о подвигах Героев. Военные корреспонденты наравне с боевыми товарищами шли на передовую, одновременно стараясь запечатлеть суровую правду освободительной войны, первыми рассказать миллионам людей о происходящем. На фронтах Великой Отечественной Войны работали около 4, 5 тысяч корреспондентов. Методист экскурсионного отдела «Музея Победы» Ирина Преображенская отмечает, что главной их задачей было показать людей фронта и поднять боевой дух народа. И военным корреспондентом мог стать далеко не каждый.

 

«Они должны были владеть тактикой ведения боя, нужно было показать себя, прежде всего, бойцом Красной Армии. Только в свободное время можно было взять интервью. В положении «О военных корреспондентах» указывалось: боевой опыт, опыт партийной или политической работы, содействие населению прифронтовой полосы, боевым действиям частей», – сказала Преображенская корреспонденту «Радио 1».

 

Каждый второй корреспондент в годы Великой Отечественной войны был ранен или убит. Добраться до Берлина и сделать исторический кадр удалось лишь счастливчикам. Самому зрелому военкору было чуть больше 30-ти, а наиболее молодому – всего лишь 16. В журналистике тех лет выделяют три основных направления – корреспонденты-редакторы, кинооператоры и фотографы. Главным источником информации были газеты, именно здания крупных издательств во время вражеских налётов бомбардировали в первую очередь.

 

«Здание «Известий» в первые налёты на Москву в 1941 году было разбомблено. Газета не перестала выпускаться ни на один день войны. Всего к концу 1942 года было создано 700 фронтовых газет, из них 110 выходили на языках народов Советского Союза. Разовый тираж фронтовых газет в конце войны составлял 3,5 миллиона экземпляров. Право иметь постоянных корреспондентов могли определенные издания – Совинформбюро, ТАСС, газеты «Красная звезда», «Комсомольская правда», «Сталинградский сокол», «Красный фронт»», – отмечает Преображенская.

 

Каждое слово журналиста о суровых буднях солдат Советской Армии, женщин и детей подкреплялось уникальными фотографиями. Сегодня в Музее Победы хранятся снимки известных военных фотокорреспондентов Георгия Липскерова, Якова Рюмкина, Евгения Халдея. Это знаменитые кадры советских воинов со знаменем Победы на крыше Рейхстага, символа освобожденного Берлина – Бранденбургских ворот. На вооружении военных корреспондентов были знаменитые немецкие фотоаппараты Лейка. Их главное достоинство – точность фокусировки и отсутствие вибраций затвора.

 

«В военно-исторической экспозиции есть кинокамера фирмы «Movex», кофр военного фотокорреспондента Темина, форма, кадры корреспондентов за работой в редакции. Например, фотография 1944 года главного редактора газеты «Красная звезда» Давида Ортенберга и корреспондента Ильи Эренбурга. Илья Эренбург прославился антинемецкими статьями и произведениями, написанными за время войны», – рассказала методист экскурсионного отдела.

 

С помощью фотокамер корреспонденты неустанно создавали летопись войны – на передовой, в партизанских отрядах. Их опасному делу поэт Константин Симонов посвятил известное стихотворение «С лейкой и блокнотом», ставшее песней о военных корреспондентах. Исторические негативы хранятся в Госархиве кинофотодокументов России в подмосковном Красногорске. Живую летопись эпохи трудно представить без кинохроники. Решение о создании киноматериалов для потомков было принято ещё до войны, в 1936 году. Тогда же появилось и учреждение «Главкинохроника», отвечавшее впоследствии за создание фронтовой хроники. В начале войны её вели всего 80 операторов, к одному фронту прикрепляли от 3 до 5 человек.

 

«Как правило, брали журналистов, уже имевших соответствующий опыт работы. К началу войны лишь около 10 человек имело реальный опыт съёмок в боевых условиях. Есть условное разделение на операторов первой линии и тех, кто снимал в тылу. Как правило, операторов представляли к небоевым наградам, но есть ветераны-операторы. У единственного дожившего до наших дней кинооператора Бориса Соколова есть орден отечественной войны II степени. Учитывались в первую очередь обстоятельства службы», – рассказал Пономарёв.

 

Снятые фронтовыми операторами эпизоды войны стали уникальными хрониками освободительной борьбы советского народа. Но если их увидел далеко не каждый, то выпуски Совинформбюро звучали во всех городах и сёлах многомиллионной страны, их слушали с замиранием сердца и большой надеждой. В целях безопасности студия вещания сначала находилась в Свердловске, а позже в Куйбышеве. Методист экскурсионного отдела «Музея Победы» Ирина Преображенская рассказала, как работало радио в годы войны.

 

«Рупоры Совинформбюро ставили специально, в блокадном Ленинграде их было 1,5 тысячи. В современном Санкт-Петербурге есть памятник такому рупору на пересечении Невского проспекта и Охотных рядов. Определённого времени выхода выпуска не было, всё зависело от того, что происходило на линии огня. Также приходя в диораму «Блокадный Ленинград», можно услышать звук метронома, менявшего свою частоту. Ленинградцы понимали, что сейчас авианалёт и нужно спуститься в бомбоубежище», – пояснила Преображенская.

 

В экспозиции Музея Победы есть радиоприёмник 40-ых годов и до боли знакомая нашим прабабушкам и прадедушкам чёрная тарелка радиорепродуктора. Люди собирались у столбов с громкоговорителем и слушали ежедневные сводки Совинформбюро. Советское радио звучало незабвенным голосом главного всесоюзного диктора Юрия Левитана, вселяя надежду на скорую Победу.

Читать полностью >>>

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>