Почему люди стали меньше читать? Что станет с бумажными книгами?

О том, что интернет принципиально изменил жизнь человечества и отдельных людей, пишут часто. Именно интернет, а не сам по себе компьютер.

 

05827BC3-7E24-4BA4-843E-696FF3C7634A
 

Только в России интернетом пользуются более 80% жителей. Это сродни тому, что перед Великой Отечественной войной в СССР стало больше 85% грамотных.

 

В то время неумение читать и писать было равносильно сегодняшнему отсутствию навыков и представлений не-пользователя интернета. Общение с тем, кто не знает интернета, ныне похоже на контакты с инопланетянином, прибывшим из менее развитой цивилизации. При этом, как столетие назад в очень преклонном возрасте уже было практически невозможно приобщиться к азам грамоты, так и сегодня на закате жизненного пути стать пользователем интернета значительно труднее, чем в предшествующие десятилетия.

 

Прежнее понимание литературы «утонуло»

Куда меньше пишут о том, что характер восприятия информации в интернете уже изменил почти до неузнаваемости саму словесность, сами представления о литературном и журналистском творчестве. И, думается, в этом смысле перемены и в писании, и в прочтении находятся только в начале пути. Однако четко наметившиеся тенденции позволяют довольно уверенно прогнозировать, как через 15-25 лет принципиально под воздействием Рунета (именно о нем, а не о каком-либо другом языковом пространстве речь) переформатируется в широком смысле отрасль отечественной словесности. Что же произойдет?

 

Несколько десятилетий назад «Войну и мир» Л.Н. Толстого от корки до корки мог прочитать хорошо, если каждый пятый школьник, а «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского около половины учеников. Большинство не только детей, но и взрослых уже сегодня принадлежат к числу практически утерявших навыки чтения на бумаге (признаюсь – и я тоже при том, что профессиональный филолог и литературовед), а общение с текстом в интернете самой своей природой не предусматривает переваривание ни огромных объемов, ни длинных многоходовых сюжетов. Поэтому есть основания предполагать, что жанры большой повести, а тем более романа станут исключительно достоянием для восприятия исследователей литературы, историков и редких литературных гурманов. Хотя новые кинофильмы по объемным классическим произведениям будут сниматься едва ли не чаще, чем в прежние времена.

 

Напротив, тот в общем лаконичный формат, в котором писали, например, Чехов, молодой Платонов, Зощенко или Василий Розанов, поможет их произведениям еще долгое время посредством интернета быть широко известными.

 

Между прочим, уже сейчас наметились контуры неких довольно замкнутых специфических интернет-сообществ писателей и читателей романов, создателей и читателей стихов – наподобие того, как в XX веке в реальности существовали, довольно узкие группы авторов и пользователей работ, скажем, по специализированному литературоведению или по истории философии…

 

Занятное наблюдение: редакции толстых литературных журналов в наши дни превратились в ограниченные междусобойчики, состоящие в основном из чудаковатых очень немолодых людей – одновременно и пишущих, и читающих – притом, если не себя, то всё с большим трудом. Сайт же «Журнального зала», бывший на протяжении последних лет в основном чем-то вроде совместной полузакрытой «ложи» нескольких групп литературных пенсионеров, приостановил обновления. В общем привычное (архаичное) понимание русской литературы, как сказал уважаемый мной критик Дмитрий Иванов, «утонуло». Сделаю немаловажное уточнение – оно утонуло в безбрежном и бесконечно расширяющемся море интернета. В чем-то искренно жаль русскую литературу, хотя ее многостраничные великие достояния прошлого никуда не денутся, их будут читать и изучать из века в век литературоведы, историки, культурологи и философы. Пусть не самое большое, но по-настоящему заинтересованное число людей.

 

Но мне совсем не жаль легиона так называемых писателей, присоседившихся за последние полвека с приснопамятного застоя к русской словесности. Впрочем, кто им помешает дописать свои нудно-тягучие романы и разместить на каком-то сайте или издать их на бумаге тиражом в 50 экземпляров, чтобы раздать родственникам и соседям?

 

Жанры ближайшего будущего

Интернет требует короткого и композиционно отстроенного формата подачи и ясного содержания. Поэтому вполне уместно прогнозировать, какие жанры будут здравствовать и процветать в дальнейшем. Само собой – текущая журналистика и, конечно же, публицистика, и при этом во всем многообразии тем – от злободневных вопросов – до научной и религиозно-философской проблематики (но с непременной логичностью изложения – желательно с использованием издревле известного принципа «тезис – антитезис – обобщение»). Далее – популярные, также лапидарно поданные исторические рассуждения, перекликающиеся с интересами значительного числа пользователей. Важнейшую роль в Рунете играют и будут играть энциклопедические статьи.

 

Между прочим, выживут и воспоминания, поскольку читатели демонстрируют желание узнать из самых что ни на есть первых рук, что происходило несколько десятилетий назад, но авторам таких мемуаров уже теперь противопоказано растекаться мыслью по древу, как это было в предшествующие века.

 

Не исключено, что со временем небывалую популярность приобретет жанр дневниковых записей профессиональных критиков и публицистов, который репродуцируется в большие интернет-СМИ из соцсетей, по большому счету ставших документами эпохи, создаваемыми повседневным трудом частных лиц. Кое-что вновь зацветет и из художественной литературы: упругие сюжетные рассказы и новеллы станут едва ли ни главным именно писательским форматом в недалеком будущем.

 

И никуда не денется прикладная драматургия, потому что театр, как и кино, успешно выдерживает испытание сосуществованием с Рунетом и, похоже, его ждет счастливое будущее.

 

Думаю, что история большой русской поэзии вскоре будет окончательно завершена, так как настоящее стихотворчество всегда требовало единства новых горизонтов мышления с новаторской словесной оболочкой, а при современной динамике жизни, при безбрежном море интернета и заостренности всех и вся на актуалиях, такой тип творчества для масштабных личностей становится практически невозможным. А какая настоящая поэзия без масштаба? Уже сейчас писание стихов, включая и неплохие, стало уделом для амбициозных домохозяек. Пусть пишут на здоровье и выкладывают на сайтах для им же подобных.

 

Впрочем, и в эпоху господства интернета сохранится отдельная бесконечно востребованная отрасль стихов для детей, и здесь профессиональным авторам все карты в руки! При этом бабушки еще много десятилетий продолжат читать внукам Пушкина, Лермонтова и Некрасова, а в юности люди по-прежнему будут увлекаться бессмертными стихами Блока, Цветаевой, а кто-то Ахматовой. Но едва ли Пастернаком и Мандельштамом – все-таки это чтение, требующее особой интеллектуальной сосредоточенности, а не только большого чувства.

 

Нет сомнений, что и привычная классическая проза для детей, и новая качественная проза для них на долгие-долгие годы останется востребованной. Будет семимильными шагами развиваться индустрия по изданию электронных книг, адресованных детям.

 

Книги превратятся в подобие архивных источников

К тому же в ближайшем будущем, скорее всего, почти полностью отомрет издание на бумаге. Оно обязательно сохранится только для священных книг или свитков, без которых в культовых религиозных учреждениях не обойтись. Со временем книги на бумаге превратятся в нечто, подобное архивным источникам, а библиотеки станут хранилищами, аналогичными архивам, и посетителями книжных хранилищ выступят исключительно специалисты разных отраслей, но в основном историки и филологи. Произойдет еще большее сближение книговедческой и архивоведческой наук.

 

Немало из книг через несколько десятилетий будет восприниматься как ценные и дорогие раритеты, но большинство из современных изданий еще в большей мере, чем сейчас, станут осознаваться не более, чем макулатурой.
Правда, в новых условиях, еще сложнее окажется предугадать, как слово наше отзовется – в силу того, виртуальное сохранение текстов объективно значительно менее надежно, чем на бумажных носителях. И что-то из того, что может быть для наших потомков ценным, просто до них, увы, не дойдет.

 

Что-то расцветет по-новому

Нет сомнений, что естественным образом в обозримом будущем окончательно отпадет надобность во всевозможных не-виртуальных писательских союзах и сообществах, которые унаследованы еще со стародавних советских времен, и где преобладают литературные предпочтения, не имеющие никакого отношения к бурно изменяющимся в эпоху интернета реалиям.

 

Сомневаюсь, что суждена долгая жизнь и единственному в мире московскому Литературному институту, который и в былые-то времена в большей мере служил не для рождения новых писателей, а для того, чтобы уже состоявшиеся имели возможность при необходимости получить высшее профильное образование.

 

При этом вузы, обучающие журналистике и информационным технологиям, если пойдут в ногу со временем (а куда деваться?), будут всё более и более востребованы и к тому же ориентированы и на тех, кто стремится овладеть в том числе современным литературным мастерством. Ничто не угрожает и завтрашнему дню специализированных учебных заведений в области продолжающих развитие театра и кино.

 

Понятно, что независимо от тех или иных представлений и желаний школьная программа по литературе со временем претерпит довольно зримые изменения, направленные на то, чтобы внесенные в программу произведения в действительности, а не для «галочки», были прочитаны и осмыслены.

 

Пройдет еще несколько лет и вряд ли на просторах интернета можно будет встретить милое объявление, подобное этому: «Про бессмертный роман Толстого «Война и мир» пойдет речь на литературном квартирнике в библиотеке №106 на Яснополянской. Книга полна исторических фактов, на которые обратят внимание на встрече. Вход свободный, 16+».

 

Нет сомнений: нечто очень-очень важное и нужное, к сожалению, безвозвратно уходит из нашей жизни, но новые поколения, взращенные при интернете и интернетом, в большинстве своем куда эрудированнее и креативнее предшествующих, и надо признать, что это по-своему чрезвычайно ценно.

 

Автор: Евгений Бень

Читать полностью >>>

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>