Монография посвящена исследованию творческого метода известного русского писателя Дмитрия Липскерова. Романная проза современника рассматривается в русле метода магический реализм, являющегося в его творчестве основным. Художественное слияние реальной плоскости с магической посредством традиционного приёма сна и использования древнейших архетипов матери и смерти обусловливает психологическую глубину и насыщенность произведений Д. Липскерова широким спектром реминисценций. Автор книги знакомит читателя со структурной типологией магического реализма как художественного метода, историей возникновения и трансформаций термина и понятия магический реализм.

М.: Дикси Пресс, 2015 г.

Содержание:

Инна В. Калита. Магические реминисценции в творчестве Дмитрия Липскерова (монография)

ВВЕДЕНИЕ, с. 7-9
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, с. 10-18
I. МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, с. 19-80
1.1 Оксюморон в роли термина: сумма конкретной и абстрактной величин
1.2 Становление русского реализма
1.3 Магия — примитивное знание или забытая наука?
1.4 Понятие магический реализм в кросскультурном измерении
1.4.1 Подходы к изучению «оболочки» и сущности понятия
1.4.2 История возникновения и «расширения» термина
1.4.2.1 У терминологической колыбели
1.4.2.2 Итальянский опыт термина
1.4.2.3 Испанский опыт термина
1.4.2.4. Магический реализм vs. волшебная (чудесная) реальность
1.4.2.5 Магический реализм в англоязычной литературе
1.4.2.6 Русский опыт термина — начало XX века
1.4.2.7 Советская и постсоветская традиция адаптации термина
1.4.3 Магические традиции до возникновения термина магический реализм
1.4.4 Автор-магический реалист в зеркале генеалогии
1.5 Подходы к определению метода магический реализм
1.5.1 Атрибуты метода по К.Н. Кислицыну
1.5.2 Определение М. Микулашека
1.6 Магический реализм: корни и крона
1.6.1 Сказка как основа
1.6.2 Реализм и магический реализм. Символика креста
1.6.3 Постмодернизм и магический реализм — к вопросу взаимности
1.7 Слагаемые магического реализма
1.8 Русский магический реализм
1.8.1 Истоки
1.8.2 Уральский магический реализм (УМР)
1.9 Метод Д. Липскерова: национальный и мировой культурный базис
1.9.1 Местность
1.9.2 Маргинальность
1.9.3 Мифология
II. МАГИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ ДМИТРИЯ ЛИПСКЕРОВА, с. 81-206
2.1 Дмитрий Липскеров — страницы биографии современника
2.1.1 Сведения из биографии
2.1.2 Автопортрет писателя
2.1.3 Образ писателя сквозь журналистскую призму
2.1.4 Личная жизнь
2.1.5 Творческие этапы
2.2 В поисках стиля и метода
2.2.1 Эквилибристика «магического проводника» в культурной пустоте
2.2.2 Творческая автодефиниция стиля
2.3 Атрибутика романной прозы Дмитрия Липскерова
2.3.1 Мистерия реминисценций
2.3.2 Реминисценции по отношению к памяти
2.3.2.1 Социальная память
2.3.2.2 Индивидуальная память
2.3.3 Типология реминисцентных связей
2.4 Элементы магического «неизвестного» Дмитрия Липскерова
2.4.1 Структура и композиция романов
2.4.2 Психологические связи
2.4.3 Языковые атрибуты
2.4.4 Сон и сновидение
2.4.5 Эстетика цвета, запаха, вкуса, звука
2.4.5.1 Цвет
2.4.5.2 Оппозиция цвет — бесцветность
2.4.5.3 Внутренняя и внешняя тактильность
2.4.5.4 Белый цвет
2.4.5.5 Золотой цвет
2.4.6 Колористика образов
2.4.6.1 Юлька
2.4.6.2 Пашка Криницын / Северцев и Леонид Северцев
2.4.6.3 Чармен
2.4.6.4 Ксанка
2.4.7 Приёмы создания чувственного образа
2.4.7.1 Вербализация чужого ощущения
2.4.7.2 Формы и запахи
2.4.7.3 Аберрация зрения
2.4.7.4 Звук
2.4.7.5 Е = mс2 — снижение Горнего через возвышение Дольнего
2.5 Травматический стержень
2.6 Сексуальность
2.6.1 Метафоризация сексуальности
2.6.2 Тотемические мотивы
2.7 Архетипичные образы и связи в романах Дмитрия Липскерова
2.7.1 Женщина
2.7.2. Галерея женских типов Д. Липскерова
2.7.3 Женщина и мужчина
2.7.4 Женщина (мать) — дитя
2.7.4.1 Креативный перевод
2.7.4.2 Стадия эмбрионального развития
2.7.4.3 Фрагментация
2.7.4.4 Век XX и XXI — «коррекция» архетипичных образов и связей
2.7.5 Жизнесмертие
2.7.5.1 Концепт смерти
2.7.5.2 Концепт воды
2.7.6 Символы
2.7.6.1 Жук
2.7.6.2 Рыба
2.7.6.3 Аквариум: ситуация стеклянной перегородки
2.8 Стилистические особенности романов Д. Липскерова
2.8.1 Стилеобразующие элементы
2.8.2 Композиция и герой
2.8.3 Проблематика метафоры
2.8.4 Говорящие антропонимы
2.9 Жанровые особенности романов Дмитрия Липскерова
2.9.1 Жанровая валентность
2.9.2 Невидимый переход между реальностью и «Зазеркальем»
2.9.3 Сатира
2.9.3.1 Милиция / полиция / ФСБ как объект сатиры
2.9.3.2 Сатирический образ властных структур
2.9.3.3 Игра без правил: государственные социальные учреждения
2.9.3.4 «Цеповая коммуникация» Церкви
2.9.4 Театральность прозы
III. О ВЗАИМОСВЯЗЯХ, с. 207-218
3.1 Н. Гоголь — М. Булгаков — Д. Липскеров
3.1.1 Н.В. Гоголь и вопрос магического перехода-поименования
3.1.2 М.А. Булгаков у зеркальной двери
3.1.3 Д. Липскеров в активном освоении «герметического» учения
3.2 Душа и зеркало
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, с. 219-223
MAGIC REMINISCENCES IN DMITRI LIPSKEROV’S WORKS, с. 224-229
MAGICKE REMINISCENCE v TVORBE DMITRIJE LIPSKEROVA, с. 230-234
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ, с. 235-238
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ, с. 239-241
БИБЛИОГРАФИЯ, с. 242-271

Источник

32860cookie-checkМагические реминисценции в творчестве Дмитрия Липскерова