Семья Липскеровых — достойная семья.
Даже в это непростое время они четко проявили свое отношение к войне (см. их страницы на ФБ, начиная с 2014 года).
Я с удовольствием выставляю материал, посвященный Федору Александровичу Липскерову, конферансье, режиссеру, драматургу, прекрасному человеку.
* * *
«ЕСЛИ БЫ НЕ МОЯ БАБУШКА…»
* * *
Несколько лет тому назад я провел в Одессе цикл лекций на тему «Утёсов никогда бы Утёсовым не стал без… семьи Липскеровых».
Уточню, ударение на И.
Возможно, что кто-то из читателей скажет: «А кто это такие Липскеровы?»
Отвечаю.
Во-первых, это семья, которая полностью опровергла тезис о том, что природа отдыхает на детях талантливых людей.
Судите сами.
Начну чуть издалека. Середина XIX века.
Абрам Яковлевич Липскеров — русский издатель и редактор. Жил и работал в Москве с 1870-х гг. В 1883 году основал ежедневную газету «Новости дня». Был редактором до закрытия газеты в 1906 году. Газета была рассчитана на широкий круг читателей. Помимо этого, А.Я.Липскеров редактировал журналы «Русский сатирический листок», «Новости иностранной литературы», «Семья». Умер в 1910 году.
Сыновья — поэт Серебряного века, переводчик, драматург, художник Константин Липскеров и кинодокументалист, фотограф Георгий Липскеров.
Константин Абрамович Липскеров учился в московском лицее, из средних классов ушел учиться живописи в мастерскую К.Юона. Как поэт дебютировал в 1910 в журнале «Денди». За цикл сонетов «Голова Олоферна», посланных анонимно на поэтический конкурс им. С.Надсона, получил первое место (в жюри входили И.Бунин и В.Брюсов). После революции К.Липскеров входил в группу «неоклассиков», много переводил восточных поэтов, собственные стихи продолжал писать всю жизнь, но уже не печатал.
Георгий Абрамович Липскеров работал фотокорреспондентом в «Союзфото», затем в фотохронике ТАСС. Г.А.Липскеров является автором снимка пленения немецкого фельдмаршала Паулюса в 1943 году.
Племянник Абрама Яковлевича Липскерова — Александр Фёдорович Липскеров, юрист-криминалист. В 1906 году окончил юридический факультет Парижского университета и в 1908 году экстерном юридический факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе. Здесь же, в городе у Черного моря познакомился с Розой Каплан, которая вскоре стала его женой. В 1911 году у них родился сын Фёдор. Федор Александрович Липскеров — известный конферансье, эстрадный драматург, режиссёр цирка и эстрады.
Именно Федор – главный герой нашего рассказа.
Но пока продолжу о семье Липскеровых.
Сын Ф.А.Липскерова — сценарист, писатель и драматург Михаил Федорович Липскеров. Среди его работ сценарии к популярнейшим мультфильмам «Ограбление по…», «Самый маленький гном» (четыре выпуска), «Парадоксы в стиле рок», «Последние волшебники», «Уважаемый леший», серия мультфильмов про Бабку Ёжку и многие другие.
Огромным успехом пользуются романы М.Ф.Липскерова — «Весь этот рок-н-ролл», «Белая горячка», «Чёрный квадрат», «Путешествие к центру Москвы», «Жаркой ночью в Москве».
Сын М.Ф.Липскерова – писатель и драматург Дмитрий Липскеров. Его пьеса «Река на асфальте» впервые была поставленная в театре-студии Олега Табакова, затем была поставлена более чем в полутора тысячах театров и театров-студий страны.
Написанная для театра «Ленком» пьеса «Школа с театральным уклоном» была поставлена под названием «Школа для эмигрантов». В ней играли: Олег Янковский, Александр Збруев, Александр Абдулов, Николай Караченцов.
С 1990-х годов Д.Липскеров отошел от драматургии и создал множество увлекательных романов — «Сорок лет Чанчжоэ», «Последний сон разума», «Родичи», повестей «Пальцы для Керолайн», «Ожидание Соломеи» и другие. Дмитрий является соучредителем литературной премии для начинающих авторов «Дебют».
У Александра Федоровича Липскерова, кроме сына Федора, была дочь Наталия Александровна — театровед, переводчик, поэт, старший редактор Центрального детского театра. В ее браке с народным артистом РСФСР Борисом Григорьевичем Моргуновым родился сын Андрей. Сегодня Андрей Борисович Моргунов известный театральный режиссёр и педагог, профессор.
Наверное этого небольшого перечня достаточно, чтобы даже незнакомый ранее с большой творческой семьей Липскеровых человек убедился: здесь природа не отдыхает уже многие-многие десятилетия…
* * *
Почему я сегодня вспомнил об этой семье?
Сорок пять лет назад, 3 марта 1977 года, ушел из жизни Федор Александрович Липскеров. Долгие годы Федор Александрович дружил и творил с Леонидом Осиповичем Утёсовым.
Именно, Федор Александрович Липскеров помог нам, когда мы с отцом начали заниматься вопросом создания музея-квартиры Л.О.Утёсова в Одессе.
Нет, мы не были лично знакомы.
Да и в 1983 году, когда мы занялись этим вопросом, исполнилось шесть лет, как Ф.А.Липскеров скончался.
Но, мы нашли журнал «Советская эстрада и цирк» №3 за 1975 год, в котором были опубликованы воспоминания Федора Александровича под названием «Случай в Треугольном переулке».
В них, в частности, было написано следующее:
«Мамина мама, а соответственно моя бабушка, была акушерка, или, как раньше говорили, «привилегированной повивальной бабкой», то есть с образованием. Многим одесситам помогала появиться на свет моя бабушка.
Жили они в Треугольном переулке.
В одну прекрасную ночь к моей бабушке прибежала домработница (тогда они назывались «прислугами») из квартиры номер семь и прокричала:
«Мадам повивальная бабка! Хватайте свой родильный чемоданчик и рысью скачите в квартиру номер семь! Моя хозяйка готова рассыпаться!»
Бабушка схватила чемоданчик и рысью побежала в квартиру номер семь. Она привыкла к тому, что ее беспокоили ночью, так как почему-то все одесситки предпочитали рожать именно ночью, а не днем. Так было принято в Одессе. Ночью в квартире номер семь на свет появились двое детей — близнецы (точнее двойняшки — мальчик и девочка — прим. Б.А., Э.А.). Одному из близнецов предстояло впоследствии стать Леонидом Утёсовым, прославленным артистом нашей эстрады».
Если уважаемый читатель не поленится перечитать этот отрывок, еще раз, то он обратит внимание, что Леонид Осипович родился в квартире номер семь. Причем эти слова — «номер семь» звучат в этом отрывке — четыре раза. То есть, эта цифра не может быть опечаткой.
При этом сам Л.О.Утёсов, член редколлегии журнала «Советская эстрада и цирк» никаких претензий к этой информации не предъявил.
В Управлении коммунального хозяйства Одесского горисполкома мы получили схему комнат квартиры номер семь.
Так сложилось, что после Великой Отечественной войны из квартиры номер семь сделали три квартиры. Но до войны эта была одна квартира; та же, в которой проживала семья Вайсбейнов, и где родился Леонид Осипович.
В 1963 году, во время гастролей в Одессе, Л.О.Утёсов с Дитой и друзьями заходил во двор дома № 11 по Треугольному переулку, и показывал на окна этой квартиры и черный ход (сегодня вход в музей-квартиру Л.О.Утёсова).
Но вернемся к воспоминаниям Федора Липскерова:
«Моя мама была врачом и не имела никакого отношения к искусству.
Если бы у нее была возможность, она не ходила бы ни в театры, ни на цирковые представления, ни на эстрадные концерты.
Но папа — он был адвокатом — ходил на премьеры театральных спектаклей, преклонялся перед цирковыми клоунами и гордился своими знакомствами с прославленными эстрадными мастерами, такими, как М.Н.Гаркави, Н.П.Смирнов-Сокольский, Л.Б.Миров и даже прославленной нашей певицей Тамарой Церетели.
Он водил маму на все зрелища, и мама ходила на них, потому что любила папу и знала, что любовь требует жертв.
И вот в 1929 году в Москву впервые приехал Леонид Осипович Утёсов со своим театрализованным оркестром. Папа сразу понял, что если он не послушает концерт Утёсова, его жизнь будет неполной.
Билеты на Утёсова достать было трудно. Но папа, использовав свои связи с театральными администраторами, достал два билета на премьеру — себе и маме. Мама пошла и на Утёсова, а что ей оставалось делать? Любовь. Ничего не поделаешь.
После концерта восторженным разговорам не было конца. Но мама к этим восторгам относилась довольно равнодушно. А однажды вечером, когда папа в тысячный раз восторгался Утёсовым. Мама вдруг сказала:
— А что тут такого? Лёдя был всегда способным мальчиком.
— Какой такой Лёдя, — удивительно спросил отец. — О каком Лёде ты говоришь?
— О том, о котором говоришь ты, — сказала мама. — О Лёде Утёсове.
Он с детства был талантливым ребенком. И мы знали, что с его задатками из него получится либо выдающийся артист, либо выдающийся бильярдист. Среднего быть не могло, — сказала мама».
* * *
Федор Липскеров не только дружил с Леонидом Утёсовым.
Они были соавторы, писали совместно статьи в журнале «Советская эстрада и цирк».
Создали программу «Перелистывая страницы».
В сентябре 1963 года Леонид Утёсов в последний раз приехал со своим оркестром в Одессу.
Выступления Утёсова с оркестром проходили в Одесском украинском театре им. Октябрьской революции.
Одесский краевед А.Ю.Розенбойм сохранил билеты и программку на этот концерт (7 сентября).
Сегодня они представлены в экспозиции музея-квартиры Л.О.Утёсова в Одессе.
Программа «Перелистывая страницы».
Сценарий и постановка была Л.Утёсова и Ф.Липскерова.
Вел программу Ф.Липскеров.
Дирижером был В.Старостин.
* * *
Еще один сюжет из творческой жизни Ф.А.Липскерова.
21 апреля 1964 года. Москва. Берсеневская набережная. Театр эстрады.
…Конферансье Федор Липскеров, который был приставлен сопровождать Марлен Дитрих, завистливо шепчет рабочему сцены: «Ну, Юлик, тебе повезло. Меня Дитрих за все время ни разу не поцеловала».
* * *
В том же 1964 году Федор Александрович подал творческую заявку на сценарий юбилея Л.О.Утёсова.
К сожалению, заявка принята не была.
Ее авторизованная машинопись на 5 листах хранилась у Леонида Утёсова.
Сегодня хранится в Фонде Л.О.Утёсова в РГАЛИ.
* * *
…В 1968 году музыкальной фельетонистке и певице Тамаре Кравцовой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, и по этому поводу она устроила очень большой банкет в ресторане «Прага».
Там собрались все ведущие эстрадные артисты.
Конферансье Федор Липскеров пошутил: «Если сейчас взорвать «Прагу», советская эстрада перестанет существовать».
* * *
Как вспоминал Федор Липскеров:
«…Со дня, вернее, с ночи, когда появился на свет Леонид Осипович Утёсов, прошло восемьдесят лет. Случилось так, что я первым конферировал в его концертах, и мы вместе создали программу «Перелистывая страницы». С тех пор нас связывает большая и нежная дружба. И часто, когда я слушал рассказы Леонида Утёсова о его жизни, размышления об искусстве, я невольно вспоминал и свою маму и своего отца, которых, уже давно нет, и думал о том, что роды были очень тяжелые, и если бы не моя бабушка…»