Фантасмагория, сатира, фантастика с философско-научным подтекстом в антураже современной российской действительности? Я так до конца и не понял, что это я такое прочитал. Проваливаешься словно в чьи-то сновидения и не можешь выплыть, следишь за сюжетом, а оказываешься среди сюжетов картин Сальвадора Дали… ⠀
Дмитрий Липскеров, «ТЕОРИЯ ОПИСАВШЕГОСЯ МАЛЬЧИКА», Редакция Елены Шубиной, 2016.
В Москве к пруду бежит огромный мужчина азиатской наружности и бросает камень, круги от которого исходят не вовне, а внутрь, к камню… Мужчина на взводе, женщина пытается его успокоить, они приходят домой и вместе едят прямо в ванной баранину с помидорами, а потом… Женщина сливается вместе с водой в отверстие ванны… ⠀ ⠀
Я, конечно, понимаю, что можно писать бредово, но писать такой бред и так убедительно ещё надо суметь. У Липскерова получается. Герои превращаются во что угодно и в кого угодно, говорят умные вещи, видят сны и видения, пытаются постичь тайны бытия. Красивый высокий мужик Иван Диогенович Ласкин, скромный физрук местной школы, находит камень, который считает антивеществом, вспоминает своего деда и афганское детство (в котором он был Исламом), любит Настю, которая в нём души не чает. Соседи пишут наветы и азиатская внешность приносит массу трудностей Ивану. А ещё он проглатывает эту самую «антиматерию» и превращается в музыкальный ударный инструмент ксилофон, на котором начинает играть уже видоизменившаяся после распада на частицы и восстановленная Настя, то есть Анастасия Ольговна Переменчивая. ⠀
По ходу сюжета героя вытаскивают из психиатрической больницы, где зам.главврача вынуждает Настю вступить в интимную связь, превратившуюся в оргию героини с его сыном-дятлом (ночью человек, а днём дятел, рождён от вороны). А неконтролируемое сексуальное притяжение возникает под действием старинной виниловой пластинки с записью песни «Валенки», ошибочно и фатально записанной задом наперёд, чем отец с сыном и пользуются… Ещё находится известный импрессарио, который под влиянием звуков, извлечённых из Ивана-ксилофона, сам преображается внутренне и внешне и помогает нашей славной парочке в организации гастролей в городке Коврове Владимирской области. ⠀
Все эти метаморфозы и духовные озарения приводят во второй части книги к главной битве — противостоянию духовного откровения, вызванного музыкой мужика-ксилофона, с убеждениями задетого за живое врача-материалиста из психушки, которому помогает сынок с тысячами дятлов. Тут и наша провинциальная элита, и звёзды шоу-бизнеса, и наше СМИ, в общем, мистика с реализмом и попыткой пробиться сквозь толщу холодных и озабоченных только хлебом насущным сердец. ⠀ ⠀
«— И чему здесь уж так поражаться! У вас любовник — ксилофон. А у меня сын — бесполезный дятел»
Вообще меня поразил Липскеров такой свободой творческого полёта фантазии и самовыражения, было местами смешно, местами грустно, иногда даже умные мысли о параллельных вселенных возникают. Ведь книга как раз о теории мультивселенной (или «описавшегося мальчика» Вити, мать которого брошена мужем и вынуждена приехать к матери в Ковров, но ведь есть надежда, что всё может быть совершенно иначе, если не на этой Земле, то на параллельной хотя бы). ⠀
Книга напоминает мистический реализм, например, Владимира Орлова («Альтист Данилов»), чем-то мне напоминало всё это Мамлеева с его странными героями, есть сатира на грани Пелевина… В любом случае, интересный опыт чтения, автор явно выделяется в современной русскоязычной литератур, правда ничего нового автор не сказал.
Давно хотела прочитать , невероятно интересно , буду перечитывать
Теория описавшегося мальчика