Если В. Пелевин — это мейнстрим, то Д. Липскеров — это андеграунд.
Наверное, в таком обилии современной литературы и писателей найти то самое — это настоящий джекпот. Наверное, то же, что и я, открыв для себя Дмитрия Липскерова, чувствовал грузчик Петров, когда впервые нашёл тот самый вкус, который впитал ещё с материнским молоком — коньяк «Агдам».
Есть тысяча причин сказать, почему Д. Л. уникален в своём роде, но первое, что приходит на ум — это его дар (способность) показать это русское бытие таковым — гротескным, фантазийным, мерзким, отчаянным, прозаичным, полным секса, смерти, рождения, перерождения и жизни.
«Последний сон разума» — это роман, где смерть преобладает над другим. Сейчас объясню. Один из героев — татарин Илья Ильясов, умирает и перерождается в рыбу, птицу и таракана, чтобы воссоединиться со своей единственной любовью Айзой. В начале романа мы узнаем, как его, влюбленного до боли в сердце и в паху в девчонку Айзу, избивают до смерти за то, что он, по мнению народа, изнасиловал и утопил её. Весь роман он живет и умирает, бесконечно страдает, а также ищет причины своего страдания. Илью не любят на работе за то, что он хорошо её выполняет. Соседи его не любят за то, что он тихий сосед. И вообще, «за то» тут не к месту — его ненавидели, потому что он был добрый, исполнительный, молчаливый и угрюмый.
Можно всячески анализировать откуда берется человеческая недоброжелательность и ненависть, но это дело столь неблагородное, столь множественные причины рождают вышеназванные качества, что лучше отвлечь своё внимание на последствия этих качеств <…>
И как всегда, у Липскерова полна коробочка своеобразных героев: ничтожных трусов (Митрохин), самонадеянных драчунов (Мыкин), настоящих русских женщин, которые в огонь и в воду (Анна Карловна), настоящих русских женщин, которые уже успели озлобиться на мир (продавщица колбасного отдела Светка), средней руки мент (рожающий ляжками капитан Синичкин), мать-алкоголичка, любящая сожителей — собутыльников больше, чем дитя (Катерина). Честно, таких реально существующих героев на постсоветском пространстве полно, поэтому от них так тошно в книге — слишком реально и правдиво.
Ещё один интересный герой — Митя Петров, пьянчуга-грузчик, живодёр, но позже автор нам расскажет, что все наши проблемы из детства.
И я думаю,что в этой книге Липскеров переосмысливает Бога и божественное — последний сон разума — это то, что будет после смерти. Длительность твоего сна зависит от того, какова была твоя жизнь.
И мне очень нравится, что проза Д. Липскерова — это искусство. Как прекрасная, утончённая картина, которая уносит тебя куда-то туда, в неё.
Обложка пугающая и притягивающая одновременно. Заинтриговали! С таким описанием книга просто сама просится в руки! Очень не хватает в современной литературе вот такого погружения в безрадужную реальность. Мне заочно уже жаль Илью.